Особенности работы руководителей амбулаторных и стационарных организаций здравоохранения Гомельской области в условиях третьей волны пандемии COVID-19
Citation
Шаршакова, Т. М. Особенности работы руководителей амбулаторных и стационарных организаций здравоохранения Гомельской области в условиях третьей волны пандемии COVID-19 / Т. М. Шаршакова, В. С. Волчек // Проблемы здоровья и экологии. – 2022. – Т. 19, № 2. – С. 106–113.
Abstract
Цель исследования. Изучить мнение руководителей организаций здравоохранения (ОЗ) Гомельской области о специфике функционирования амбулаторных и стационарных ОЗ региона в условиях третьей волны
распространения коронавирусной инфекции COVID-19, влиянии сложившейся ситуации на оказание медицинской помощи населению.
Материалы и методы. Проведено анкетирование 96 руководителей амбулаторных и стационарных ОЗ,
выявлены особенности работы в условиях роста заболеваемости COVID-19 и связанные с этим трудности.
Результаты. Подавляющее большинство опрошенных руководителей амбулаторных ОЗ (77,3 %) убеждены, что профессиональная квалификация медицинского персонала в их учреждениях полностью соответствует требованиям работы с пациентами с COVID-19, тогда как разделяющих такое убеждение среди руководителей стационарных ОЗ — менее половины (46,7 %). Однако при такой высокой оценке кадрового состава руководители амбулаторных ОЗ испытывают настоящий кадровый голод: только 10,6 % из них ответили, что не испытывают трудностей с кадровым обеспечением работы в условиях пандемии COVID-19, среди руководителей стационарных ОЗ таковых 56,7 %. Вероятно, поэтому руководители амбулаторного звена здравоохранения в полтора раза чаще отмечали существенное увеличение продолжительности и напряженности труда медработников во время пандемии, чем их коллеги из стационарных учреждений (62,1 и 40 % соответственно). А вот мнение о морально-психологическом климате в коллективах практически совпадает в обеих группах руководителей: ухудшение в амбулаторных организациях здравоохранения отмечено в 47 % случаев, стабильность в стационарных — в 53,3 % случаев. Также в обеих группах руководители ОЗ удовлетворены нормативной документацией, регламентирующей оказание медицинской помощи в условиях пандемии COVID-19 (руководители стационарных ОЗ — 7,63 ± 1,35 балла, руководители амбулаторных ОЗ — 7,18 ± 1,92 балла из 10 возможных).
Заключение. Борьба с коронавирусом стала серьезным испытанием для системы здравоохранения Республики Беларусь. Проведенный опрос выявил проблемные вопросы, возникшие в ходе профессиональной деятельности руководителей стационарных и амбулаторных ОЗ. По мнению респондентов, в период пандемии COVID-19 произошло значительное увеличение продолжительности и напряженности труда. Отмечаются также трудности, возникающие при проведении диагностики, недостатки во взаимодействии медицинских работников и т. д. Objective. To study the opinion of the managers of healthcare organizations (HOs) of the Gomel region on the specifics of the functioning of outpatient and inpatient HOs in the region in the context of the third wave of COVID-19 spread, the impact of the current situation on the delivery of health care to the population. Materials and methods. A survey of 96 managers of outpatient and inpatient HOs was conducted, the features of the work in the context of an increased COVID-19 incidence rate and associated difficulties were identified. Results. The vast majority of the surveyed managers of outpatient HOs (77.3%) are convinced that the professional qualifications of medical personnel in their institutions fully meet the requirements for the work with COVID-19 patients, while this belief is shared by less than half (46.7%) of the managers of inpatient ones. However, with such a high assessment of the staffing, the managers of outpatient HOs are experiencing a real shortage of personnel: only 10.6% of them responded that they had not experienced difficulties with staffing during their work in the conditions of the COVID-19 pandemic, and 56.7% of the managers of inpatient HOs responded the same. This is probably why outpatient health care tier managers one and a half times more often noted a significant increase in the duration and intensity of the work of medical personnel during the pandemic than their colleagues from inpatient institutions (62.1 and 40%, respectively). But the opinion about the moral and psychological climate in teams practically coincides in both groups of the managers: deterioration in outpatient HOs was noted in 47% of cases, stability in inpatient ones - in 53.3% of cases. Also, in both the groups, the managers of HOs were satisfied with the normative documentation regulating the delivery of health care in the conditions of the COVID-19 pandemic (managers of outpatient HOs - 7.63 ± 1.35 points, managers of outpatient ones - 7.18 ± 1.92 out of maximum 10 points). Conclusion. The fight against the coronavirus has become a serious test for the healthcare system of the Republic of Belarus. The performed survey has revealed problematic issues that arose in the course of the professional activities of the managers of inpatient and outpatient HOs. According to the respondents, during the COVID-19 pandemic, there was a significant increase in the duration and intensity of work. There were also difficulties related to carrying out the diagnostics, shortcomings in the interaction of medical personnel, etc.
Subjects
стационарные организации здравоохранения
амбулаторные организации здравоохранения
коронавирус
пандемия
COVID-19
npatient healthcare organizations
outpatient healthcare organizations
coronavirus
pandemic
Collections
- Том 19, № 2 [20]