Гигиеническая оценка распространенности психоактивных веществ среди школьников
Citation
Соболева, Л. Г. Гигиеническая оценка распространенности психоактивных веществ среди школьников / Л. Г. Соболева, Т. М. Шаршакова // Проблемы здоровья и экологии. – 2012. - № 2 (32). – С. 139-145.
Abstract
Цель: изучение распространенности психоактивных веществ среди учащихся г. Гомеля.
Материалы и метод. В исследовании приняли участие 1278 детей в возрасте от 6 до18 лет. Методом анкетирования были изучены факторы риска образа жизни школьников, их распространенность. Статистическая
обработка материала проводилась с помощью пакета прикладных программ SPSS-13, SPSS-16 с использованием
сравнительной оценки распределений по ряду учетных признаков.
Результаты. Установлено, что курят 1,3 % детей 3-4 классов. Удельный вес детей, пробовавших курить, с возрастом увеличился в 14 раз (с2,4 до33,3 %; χ
2=55,075, p < 0,001). В старших классах курят 37,6 % учащихся. Основные мотивы курения: «сильный стресс», «интерес, любопытство» и«пример и влияние
друзей». 24,5 % детей начальных классов пробовали спиртные напитки. В среднем школьном возрасте в 2 раза увеличился удельный вес детей, пробовавших спиртные напитки (с 36,9 до68,1 %; χ 2 = 54,455 p < 0,001). Причем девочки достоверно чаще пробуют спиртные напитки, чем мальчики (55,1 и45,7 % соответственно, χ
2=3,746; p < 0,05). По данным опроса, первый опыт употребления алкоголя у детей младшего и среднего школьного возраста произошел в пять лет, старшего школьном возрасте— в 7. Ежедневно употребляют энергетические напитки и пиво,6 % старшеклассников, вино— 0,2 %, крепкие алкогольные напитки— 0,5 %. Несколько раз в неделю употребляют пиво и энергетические напитки 8 % опрошенных, вино—
1,2 %, крепкие алкогольные напитки— 2,1 % школьников. Пробовали наркотические, токсические вещества 17,6 % детей среднего и старшего школьного возраста.
Заключение. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости активизации работы школьных психологов и социальных педагогов по раннему выявлению детей с проблемным поведением и неблагополучных семей для своевременного вмешательства на уровне школы и семьи. Одновременно полученные
данные указывают на необходимость систематического проведения воспитательной и образовательной работы среди детей и подростков и с их семьями по формированию здорового образа жизни и навыков противостояния употреблению психоактивных веществ, начиная с младшего школьного возраста, с оценкой эффективности проводимых мероприятий.
Subjects
курение
употребление спиртных напитков
школьники
употребление наркотиков
поведенческие факторы
Collections
- №2 (32) [31]