Гигиеническая оценка распространенности психоактивных веществ среди школьников
Открыть
Дата публикации
2012Автор(ы)
Соболева, Л. Г.
Шаршакова, Т. М.
Метаданные
Показать полную информациюБиблиографическое описание
Соболева, Л. Г. Гигиеническая оценка распространенности психоактивных веществ среди школьников / Л. Г. Соболева, Т. М. Шаршакова // Проблемы здоровья и экологии. – 2012. - № 2 (32). – С. 139-145.
Аннотация
Цель: изучение распространенности психоактивных веществ среди учащихся г. Гомеля.
Материалы и метод. В исследовании приняли участие 1278 детей в возрасте от 6 до18 лет. Методом анкетирования были изучены факторы риска образа жизни школьников, их распространенность. Статистическая
обработка материала проводилась с помощью пакета прикладных программ SPSS-13, SPSS-16 с использованием
сравнительной оценки распределений по ряду учетных признаков.
Результаты. Установлено, что курят 1,3 % детей 3-4 классов. Удельный вес детей, пробовавших курить, с возрастом увеличился в 14 раз (с2,4 до33,3 %; χ
2=55,075, p < 0,001). В старших классах курят 37,6 % учащихся. Основные мотивы курения: «сильный стресс», «интерес, любопытство» и«пример и влияние
друзей». 24,5 % детей начальных классов пробовали спиртные напитки. В среднем школьном возрасте в 2 раза увеличился удельный вес детей, пробовавших спиртные напитки (с 36,9 до68,1 %; χ 2 = 54,455 p < 0,001). Причем девочки достоверно чаще пробуют спиртные напитки, чем мальчики (55,1 и45,7 % соответственно, χ
2=3,746; p < 0,05). По данным опроса, первый опыт употребления алкоголя у детей младшего и среднего школьного возраста произошел в пять лет, старшего школьном возрасте— в 7. Ежедневно употребляют энергетические напитки и пиво,6 % старшеклассников, вино— 0,2 %, крепкие алкогольные напитки— 0,5 %. Несколько раз в неделю употребляют пиво и энергетические напитки 8 % опрошенных, вино—
1,2 %, крепкие алкогольные напитки— 2,1 % школьников. Пробовали наркотические, токсические вещества 17,6 % детей среднего и старшего школьного возраста.
Заключение. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости активизации работы школьных психологов и социальных педагогов по раннему выявлению детей с проблемным поведением и неблагополучных семей для своевременного вмешательства на уровне школы и семьи. Одновременно полученные
данные указывают на необходимость систематического проведения воспитательной и образовательной работы среди детей и подростков и с их семьями по формированию здорового образа жизни и навыков противостояния употреблению психоактивных веществ, начиная с младшего школьного возраста, с оценкой эффективности проводимых мероприятий.
Ключевые слова
курение
употребление спиртных напитков
школьники
употребление наркотиков
поведенческие факторы
Коллекции
- №2 (32) [31]