Прагматика ономапоэтических средств в драме-ремейке М. Ю. Угарова "Смерть Ильи Ильича"
Библиографическое описание
Петрачкова, И. М. Прагматика ономапоэтических средств в драме-ремейке М. Ю. Угарова "Смерть Ильи Ильича" / И. М. Петрачкова // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология. – 2023. – Т. 13, № 2. – С. 33–42.
Аннотация
Во введении указан объект исследования – имена собственные в контексте постмодернистской драмыремейка М. Ю. Угарова «Смерть Ильи Ильича». Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые
рассмотрены прагматические возможности ономапоэтических средств в постмодернистской пьесе. Данное
направление исследования достаточно свежо, актуально и интересно, поскольку понимание выбора имени
собственного автором, его информативности, смысловой нагруженности, обусловленности контекстом
произведения, стилистикой такого феноменального художественного метода, как постмодернистская
драма, позволит глубже постичь культурные литературные коды писателя и осмыслить его творческую
концепцию. В основной части статьи классифицированы все поэтонимы художественного текста
в зависимости от своего референтного значения, участия в развитии действия драмы, способа номинации,
степени семантической активности. Описаны фикциональные индивидуально-авторские и прецедентные
антропоэтонимы, номинирующие сюжетных и внесюжетных действующих лиц, а также проприальные
единицы второго плана, так называемые «фоновые» именования. Проанализировано ономапоэтическое
пространство драмы, выявлены синергетические возможности номинаций, установлена роль апеллятивноонимного взаимодействия. Прослежена обусловленность ономапоэтической лексики художественным
методом и жанровой разновидностью пьесы. Раскрыт прагматический потенциал литературных имен,
связанный с выявлением глубинных, непосредственно не наблюдаемых смыслов проприальных единиц
для воплощения в произведении индивидуально-авторской концепции. Обнаружены ономапоэтические
тенденции, сочетающие в себе традиции и новаторство, присущие идиостилю драматурга М. Ю. Угарова.
В заключении подведены итоги исследования поэтонимосферы произведения, установлены
прагматические возможности ономапоэтических средств, выявлена их корреляция в художественном
контексте, перечислены классические и современные тенденции использования имен,
способствующие воплощению авторской концепции. Материалы статьи могут быть применены в учебных
и просветительских целях в высших и средних учебных заведениях – в преподавании университетских
курсов лексикологии, лингвистического анализа художественного текста, современной русской
литературы, а также спецкурсов и спецсеминаров по вопросам ономастики.
Ключевые слова
имя собственное
антропоэтоним
ономапоэтические средства
фикциональное имя
поэтоним
интерпретация
прецедентное имя
прагматический потенциал
проприальная единица
Коллекции
- 2023 [112]